Этот роман навеян обстоятельствами знакомства и расставания Михаила
Булгакова с княгиней Кирой Козловской, описанными в книгах «Дом
Маргариты» и «Булгаков и "Маргарита"». В первых главах предпринята
попытка реконструкции этих событий. Но вот наступает 1921 год, Булгаков
садится в поезд в Киеве с намерением отправиться покорять Москву, а
дальше происходит нечто совершенно невозможное: добравшись до столицы,
он обнаруживает, что на календаре… август 1991 года. Писатель
оказывается в новом времени, однако выясняется, что за семьдесят лет в
нравах столичной публики и чиновничества почти ничего не изменилось.
Снова безуспешные скитания никому не известного автора по редакциям и
издательствам, снова мы видим ачность, лицемерие и жульничество, снова
убеждаемся, что талантливому человеку нет никакой возможности
реализовать себя. Булгаков уступает права на свой роман некоему
проходимцу и на вырученные деньги отправляется во Францию, надеясь там
узнать хоть что-нибудь о судьбе княгини Киры. Дальше – Париж, Нью-Йорк
и снова Москва, но действие происходит уже в другом времени. Булгаков
как бы возвращается назад, чтобы попробовать разобраться в том, что в
реальной жизни до конца так и не понял.
Лирические главы романа посвящёны теме греха и покаяния. В финале
Булгаков признаёт, что во многом был не прав, что виноват и перед
первой своей женой, и перед Кирой. Если бы у него была возможность всё
начать сначала, он многое сделал бы иначе. И вот это его покаяние
услышано, и совершается чудо…
|